302016, г.Орел, ул. Комсомольская, 127

Решения Совета ФПА РФ от 30.11.2009 г.

Назад

 

30 ноября 2009 года состоялось заседание Совета Федеральной палаты адвокатов, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся осуществления адвокатской деятельности на территории Российской Федерации, организации контроля за качеством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи гражданам, соблюдения адвокатской тайны и другие. В работе Совета приняли участие президенты и вице-президенты 21 адвокатской палаты.

1. При рассмотрении вопроса об актуальных и текущих проблемах деятельности ФПА РФ было отмечено, что реализуя решения Совета ФПА РФ, были подготовлены и направлены в органы законодательной, исполнительной и судебной власти различные обращения и предложения.

ФПА РФ направила в Государственную Думу ФС РФ и в Администрацию Президента РФ предложение о внесении дополнений в ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с целью распространения льготного порядка аренды служебных помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на адвокатские образования.

В настоящее время группа депутатов внесла на рассмотрение в парламент соответствующую поправку, с принятием которой проблемы с арендой служебных помещений будут решены.

2. В Государственной Думе ФС РФ приостановлено рассмотрение поправок в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с которыми адвокатам - защитникам запрещается проносить на территорию места содержания под стражей доверителей и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой.

Этому в определенной мере способствовало отрицательное Заключение ФПА РФ на законопроект. В настоящее время в профильных комитетах Государственной Думы ФС РФ проходят обсуждения с целью согласования и учета позиции Федеральной палаты адвокатов.

По мнению Федеральной палаты адвокатов, законопроект подлежит отклонению, как нарушающий профессиональные права адвокатов и ограничивающий конституционное право обвиняемых и подозреваемых на квалифицированную юридическую помощь адвоката.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что в настоящее время действующее законодательство не позволяет ограничивать права адвокатов при посещении своих доверителей в местах содержания под стражей. Эта позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001г. №14-П и решении Верховного Суда РФ от 16 марта 2009г. по делу №ГКПИ08-2382.

Поскольку по имеющейся информации от адвокатов, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы нарушаются вышеназванные права адвокатов, Федеральная палата адвокатов обратила внимание Министра внутренних дел РФ Нургалиева Р.Г. и Министра юстиции РФ Коновалова А.В. на необходимость исполнения подведомственными им службами Постановления Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001г. №14-П и решения Верховного Суда РФ от 16 марта 2009г. по делу № ГКПИ08-2382.

Полагаем, что адвокатам следует активнее отстаивать свои профессиональные права, обжалуя в судебном порядке незаконные действия и таким образом формировать судебную практику.

3. По информации Адвокатских палат Ульяновской и Челябинской областей Управления Судебного департамента этих субъектов РФ требуют от адвокатских образований заключения договоров на оказание услуг, возлагая на них сбор и систематизацию определений судов об оплате труда адвокатов по назначению судов, составление реестров, финансовых счетов и направление в финансовый орган Управления вместе с актом исполнения обязанностей.

Федеральная палата адвокатов, полагая, что такое «местное нормотворчество» недопустимо, обратилась к генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ Гусеву А.В. с просьбой об отмене неправомерных требований.

Гусев А.В. подтвердил позицию ФПА РФ, что данные нововведения противоречат требованиям п.5 Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 года №400 (с последующими изменениями и дополнениями) и приказам Минюста РФ №199 и Минфина РФ №87н от 15 октября 2007г.

Судебные департаменты указанных субъектов РФ в настоящее время осуществляют оплату труда адвокатов в соответствии с действующим законодательством.

4. В целях реализации Определения Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009г. № 289-0-П по жалобе Федеральной палаты адвокатов, признавшего право адвокатов на возмещение командировочных расходов, Минюст России запросил от Федеральной палаты адвокатов сведения, необходимые для обоснования дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета на эти цели.

На основании данных из адвокатских палат Федеральной палатой адвокатов проведены необходимые расчеты и представлены в Министерство юстиции РФ с тем, чтобы в новом 2010 году были предусмотрены необходимые финансовые средства.

5. Советом ФПА РФ специально была рассмотрена ситуация, возникшая в ряде субъектов РФ в связи с попытками территориальных органов юстиции осуществлять на основании положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» проверки административной, кадровой, финансовой и прочей деятельности адвокатских палат и адвокатских образований.

Обсуждение данного вопроса на заседании Совета ФПА РФ показало, что проверки приобретают все более широкий характер. При этом игнорируются нормы Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в котором определены принципы взаимодействия независимой от государства адвокатуры и полномочия государственных органов в отношении адвокатских палат и адвокатских образований.

В связи с этим Совет посчитал актуальным еще раз подтвердить свою позицию, изложенную в решении от 3 апреля 2007г., о необходимости руководствоваться Федеральным законом «О некоммерческих организациях» только в части, не противоречащей Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В случае коллизии между указанными законами приоритет имеет специальный закон, регулирующий адвокатскую деятельность.

В дополнение к решению от 3 апреля 2007г. Совет ФПА РФ отметил, что требования должностных лиц территориальных органов юстиции подлежат исполнению лишь в тех случаях, когда они основаны на положениях закона об адвокатуре. Иные требования, в том числе о представлении документов и проведении проверок, следует рассматривать как противоречащие закону об адвокатуре со всеми вытекающими последствиями. О всех фактах предъявления незаконных требований должностными лицами территориальных органов юстиции необходимо оперативно информировать Федеральную палату адвокатов.

Одновременно Совет ФПА РФ поддержал сложившуюся в большинстве адвокатских палат практику взаимодействия с территориальными органами юстиции, касающуюся представления ежегодного отчета о своей деятельности и о поступлении денежных средств от международных и иностранных организаций.
Текст решения направляется в Ваш адрес.

Позиция ФПА РФ по поводу проверок исполнения адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях» доведена до сведения Министра юстиции РФ Коновалова А.В.

6. Заслушав информацию президента ФПА РФ Семеняко Е.В. о состоявшемся заседании Комиссии по правовому наблюдению, на котором рассмотрен вопрос об урегулировании адвокатской деятельности на территории РФ, Совет ФПА РФ согласился с заключением Комиссии.

По мнению членов Комиссии и Совета ФПА РФ, является недопустимым осуществление адвокатом на постоянной основе профессиональной деятельности на территории субъекта РФ, в реестре которого отсутствуют сведения об адвокате.

Такая практика распространена в целом ряде субъектов РФ. Адвокаты самоустраняются от общекорпоративной жизни и зачастую нарушают свои профессиональные обязанности. Принято решение подготовить к очередному заседанию Совета ФПА РФ пакет документов, касающихся комплексного урегулирования вопросов приобретения статуса адвоката, изменения членства в адвокатской палате одного субъекта на членство в адвокатской палате другого субъекта, осуществления адвокатской деятельности на территории РФ.

7. Поступающие в Федеральную палату адвокатов и адвокатские палаты субъектов РФ жалобы граждан свидетельствуют о допускаемых адвокатами нарушениях норм профессиональной этики и законодательства об адвокатуре.

Во многих случаях адвокаты при оформлении соглашений с доверителями не указывают существенные условия, используют недопустимые формулировки, не вручают доверителю экземпляр договора, заключают соглашения от имени адвокатского образования; без оформления соглашения вносят денежные средства в кассу и получают выплаты, не исполнив обязательств перед доверителем.

Наличие контроля со стороны руководителей адвокатских образований могло бы исключить эти и другие факты.

На заседании Совета ФПА РФ вице-президент ФПА РФ - представитель Совета в Приволжском федеральном округе, президент Адвокатской палаты Нижегородской области Рогачев Н.Д. проинформировал об организации контроля за качеством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи гражданам в Нижегородской области.

В адвокатской палате создана система мер, обеспечивающая контроль на уровне Совета адвокатской палаты и на уровне адвокатских образований. Приняты решения Совета о форме и порядке оформления соглашений с доверителями, содержании и обязательном ведении адвокатских производств по делам, порядке и сроках приходования гонорара. На руководителей адвокатских образований возлагается обязанность контролировать исполнение принятых решений. В адвокатских образованиях проводятся проверки исполнения решений Совета.

Совет использует свой интернет-сайт для информирования граждан об условиях оказания юридической помощи (оформление соглашений, оплата гонорара и др.), а также о порядке обжалования действий адвокатов. Кстати, такая информация для потенциальных доверителей имеется только на сайте Адвокатской палаты Нижегородской области.

В целях обеспечения оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи и ее доступности для населения в адвокатской палате организован контроль за подготовкой стажеров адвокатов и повышением профессионального уровня адвокатов, функционируют Методический совет и Совет молодых адвокатов.

Учитывая важность и актуальность вопроса оказания квалифицированной юридической помощи Федеральная палата адвокатов планирует в первом полугодии 2010 г. провести совещание президентов адвокатских палат и обобщить виды и формы действующего в субъектах РФ контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами.

8. Советом Федеральной палаты адвокатов утверждены в новой редакции Рекомендации по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении профессиональной деятельности.

В настоящих Рекомендациях содержатся описание понятия «адвокатская тайна» и перечень возможных нарушений адвокатской тайны, предусматривается обязанность адвоката сохранять адвокатскую тайну и обжаловать незаконные действия, а также предлагается практический алгоритм поведения адвоката в целях предупреждения возможных нарушений адвокатской тайны.

Полагаем, что размещенные на сайте ФПА РФ (www.fparf.ru) и опубликованные в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов» №1 за 2010 г Рекомендации будут полезны адвокатам в их практической деятельности.

 

С уважением,
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ                                                                       Е.В.Семеняко

 

РЕШЕНИЕ
Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 

30 ноября 2009 г.                                                                      г.Москва
(протокол № 3)

В Совет Федеральной палаты адвокатов по-прежнему поступает информация из адвокатских палат субъектов Российской Федерации о проведении территориальными органами Министерства юстиции РФ проверок адвокатских палат и адвокатских образований в порядке реализации полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций.

 Рассмотрев данную ситуацию, Совет ФПА РФ отмечает:

В ряде субъектов Российской Федерации территориальные органы юстиции продолжают осуществлять двойной контроль за деятельностью адвокатских палат и адвокатских образований, так как в ходе проверок специалисты по делам некоммерческих организаций, по существу, дублируют контрольно-надзорные функции специалистов управлений юстиции по вопросам адвокатуры и представителей управлений юстиции, входящих в состав квалификационных комиссий.

Такая ситуация возникла потому, что органы юстиции не учитывают правовой статус и сферу деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, которые коренным образом отличаются от правового статуса и сферы деятельности некоммерческих организаций иных форм, тем самым игнорируют нормы Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», регулирующие пределы осуществления уполномоченными органами предоставленных им контрольных полномочий.

При этом представители государственной власти иногда допускают необоснованное вторжение в сферу финансовой деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, указывая, каким образом и на какие цели должны направляться финансовые средства, сформированные исключительно за счет отчислений адвокатов. Такие действия проверяющих, по сути, направлены на подмену полномочий органов адвокатского самоуправления, к исключительной компетенции которых относятся вопросы формирования имущества и его расходования.

Например, в акте проверки Адвокатской палаты Пермского края сделан вывод о ее бездействии в вопросах компенсации адвокатам-защитникам по назначению за счет средств адвокатской палаты командировочных расходов, связанных с выездом к месту проведения процессуальных действий, и, как следствие, об уклонении палаты от содействия в защите профессиональных и социальных прав адвокатов.

Федеральная палата адвокатов обратилась к Министру юстиции РФ с предложением об урегулировании контрольно-надзорной деятельности территориальных органов юстиции с учетом специального Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Оценивая сложившуюся ситуацию, возникшую в связи с исполнением органами юстиции Федерального закона «О некоммерческих организациях», и исходя из необходимости ее разрешения правовыми средствами, Совет Федеральной палаты адвокатов

РЕШИЛ:

1. В дополнение к решению Совета ФПА РФ от 3 апреля 2007г. (протокол №10) разъяснить, что действие Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части проведения проверок в адвокатских палатах и адвокатских образованиях, а также использования иных форм контроля, применяемых к некоммерческим организациям, не распространяется на адвокатуру, так как он противоречит Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В случае коллизии между законами равной юридической силы приоритетным признается закон, который специально предназначен для урегулирования соответствующих отношений, в частности, в сфере адвокатуры.

Поэтому требования должностных лиц территориальных органов юстиции при осуществлении ими своих контрольных полномочий, подлежат исполнению лишь в тех случаях, когда они основаны на положениях Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

2. Рекомендовать адвокатским палатам и адвокатским образованиям о всех фактах предъявления незаконных требований должностными лицами территориальных органов юстиции оперативно информировать Федеральную палату адвокатов.

3. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и заместителю министра юстиции РФ Любимову Ю.С.

4. Опубликовать настоящее решение в «Вестнике Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

Президент Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации Е.В.Семеняко

 

Назад





Яндекс цитирования