302016, г.Орел, ул. Комсомольская, 127

Решение Совета ФПА от 22 марта 2011 года

Назад

 

Уважаемые коллеги!

 

22 марта 2011 г. состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, в котором приняли участие президенты и вице-президенты ряда адвокатских палат субъектов РФ.

В соответствии с утвержденной повесткой дня:

 

         1. Члены Совета ФПА РФ проинформированы об актуальных и текущих вопросах деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ, которые были обусловлены рядом событий:

 

1.1.  28 февраля 2011 г. состоялось  заседание коллегии Министерства юстиции РФ, в котором приняли участие представители Совета ФПА РФ.

Министерство юстиции РФ в связи с неоднократными обращениями Федеральной палаты адвокатов изменило подходы к планированию и проведению проверок исполнения Федерального закона «О некоммерческих организациях» адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. 

В частности, Директор департамента по делам некоммерческих организаций Титов В.А. в своем выступлении на коллегии потребовал от руководителей территориальных органов юстиции  планировать и проводить проверки в адвокатских палатах и образованиях только при наличии данных, свидетельствующих о нарушениях ими указанного законодательства.

Министр дал поручение всем Департаментам Минюста России до 1 сентября 2011г. разобраться со своими контрольно-надзорными полномочиями и подготовить соответствующие методические рекомендации территориальным органам юстиции.

По мнению Коновалова А.В., адвокатская и нотариальная корпорации в перспективе должны быть освобождены от контроля Минюста России и какого-либо другого органа исполнительной власти.

 

1.2. Федеральной палатой адвокатов подготовлено экспертное заключение по проекту государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (Подпрограмма 1. Регулирование, контроль и надзор в сфере адвокатуры), главным исполнителем которой является Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ.

Предложенные разработчиками меры по реформированию сферы оказания квалифицированной юридической помощи на российском рынке противоречат принципу саморегулирования адвокатуры и концепции  Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который признан российскими и зарубежными специалистами одним из самых  удачных и отвечающим международным стандартам.

Замечания и предложения ФПА РФ переданы её разработчикам 18 марта 2011 г. на заседании рабочей группы Минюста России.

 

  1..3. Федеральная палата адвокатов направила в Минюст России и ФАС России  возражения на законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», подготовленный Федеральной антимонопольной службой.

  В законопроекте предлагается отнести адвокатов к хозяйствующим субъектам, что позволит распространить на адвокатуру действие антимонопольного законодательства, ослабит гарантии обеспечения  адвокатской тайны, еще более затруднит аренду государственных и муниципальных помещений адвокатами.  Кроме того, появление нового контролирующего адвокатуру государственного органа, как свидетельствует  практика, неизбежно создаст предпосылки для нарушения профессиональных прав адвокатов.

  Одновременно готовятся обращения в Общественную палату Российской Федерации и в Государственную Думу с целью привлечь внимание общественности и законодательного органа к законопроекту ФАС России, противоречащему законодательству об адвокатуре.

 

 1.4. Федеральная палата адвокатов по запросу представила в Генеральную прокуратуру РФ сведения о нарушениях профессиональных и социальных прав адвокатов за 2010 год.

Поводом к этому послужило то, что в январе  2011г. в Екатеринбурге состоялось заседание  Совета при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека.  На этом заседании председатель Независимого экспертно-правового совета Полякова М.Ф.  довела до сведения Президента РФ Медведева Д.А. информацию о нарушениях прав адвокатов. Президент поручил Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я. проверить факты нарушений, допущенных в отношении адвокатов, и принять необходимые меры.

Члены Совета поблагодарили присутствовавшую на заседании Совета Полякову М.Ф. за содействие в защите прав адвокатов и приняли решение о сотрудничество с  Независимым экспертно-правовым советом, в том числе в вопросах подготовки экспертных заключений на законопроекты, затрагивающие права граждан. 

 

2. Совет утвердил правила принятия  решений квалификационных комиссий и решений советов адвокатских палат в случае равенства голосов при голосовании. Это вызвано тем, что не всегда при голосовании достигается большинство голосов, предусмотренных законом для принятия решений. Исходя из принципа самоуправления и полномочий Совета ФПА РФ по координированию деятельности адвокатских палат субъектов РФ, разъяснение Совета ФПА РФ предоставляет возможность для формирования  единообразной практики адвокатских палат субъектов РФ по вопросам присвоения статуса адвоката, привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и в иных случаях, предусмотренных законодательством об адвокатуре. Решение направляется в Ваш адрес.

Одновременно Совет принял решение изучить  и обобщить действующие в адвокатских палатах нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность квалификационных комиссий и советов адвокатских палат субъектов РФ.

С этой целью просьба выслать в Федеральную палату адвокатов до 20 апреля 2011г. принятые в адвокатской палате положения (регламенты) о деятельности  

 квалификационных комиссий и советов.

 

          3. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 359-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О персональных данных" информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями названного Федерального закона не позднее 1 июля 2011 года.

В настоящее время государственные и негосударственные структуры озабочены проблемами, которые ожидаются  в правоприменительной практике и во взаимоотношениях с органами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями в области обеспечения безопасности персональных данных.

Для адвокатуры  из негативных последствий применения ФЗ «О персональных данных» можно назвать следующие:

- значительно затруднится реализация прав адвоката на осуществление профессиональных полномочий по сбору сведений, касающихся персональных данных физических лиц, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе касающихся запроса справок, характеристик и иных документов и сведений от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций[1].

В настоящее время ограничение касается  лишь тех сведений, которые в соответствии с законами Российской Федерации носят конфиденциальный характер (например,  составляющих банковскую тайну, тайну усыновления, медицинскую тайну и т.д.);

- существенно усложнится деятельность квалификационных комиссий при проверке достоверности документов и сведений, представленных претендентом.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781 утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, в котором изложены требования по безопасности при обработке персональных данных с использованием средств автоматизации.

Среди них следует особо отметить:

-требование о проведении процедуры оценки соответствия средств защиты информации, применяемых в информационных системах;

-требование о классификации информационных систем в порядке, установленном совместно Федеральной службой по техническому и экспертному контролю, Федеральной службой безопасности РФ и Министерством информационных технологий и связи РФ.

А так как адвокатские палаты и адвокатские образования для обработки персональных данных используют информационные системы и средства автоматизации (например, средства изготовления и тиражирования документов, программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации, применяемые в информационных системах), то они вынуждены будут исполнять требования этого Постановления.

Исполнение требований федерального закона потребует также дополнительных финансовых затрат.

Как уже отмечалось выше, информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями  Федерального закона «О персональных данных» не позднее 1 июля 2011 г.

В настоящее время существуют разногласия относительно того, является ли адвокат оператором своих доверителей, а адвокатские палаты и адвокатские образования  операторами по отношению к претендентам и своим адвокатам.

Совет полагает, что правоприменительная практика адвокатских  палат  начнет формироваться  не ранее срока, установленного Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 359-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О персональных данных".

Пока же Совет ФПА РФ предлагает руководствоваться разъяснением  Экспертно-методической комиссии от 19 февраля 2009 г., (опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерацией» № 1 (23)-2009 г., с.86)

 

4. Решением Совета ФПА РФ из перечня наград, предусмотренных Положением о  мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации (утвержденным решением Совета ФПА РФ 10.12.2003г., протокол № 4), исключен знак «Почетный адвокат России» в связи с уточнением  наименования этой награды ФПА РФ. В настоящее время  разрабатываются порядок и условия присвоения знака  «Заслуженный адвокат России».  

 

          5. Совет отменил Разъяснение Совета ФПА РФ от 22 апреля 2004г. (протокол № 5) об отказе иностранным адвокатам в приобретении статуса российского адвоката.

              Некоторыми СМИ это решение было расценено как предоставление иностранным адвокатам неограниченных возможностей в сфере оказания юридической помощи.

              В действительности по рекомендации экспертов ФПА РФ было устранено противоречие, имевшееся в отмененном разъяснении, в котором статус иностранного адвоката рассматривался как препятствие для приобретения статуса российского адвоката.  

              В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не только иностранные адвокаты, но и любой иностранный гражданин, и даже лица без гражданства вправе осуществлять адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации только после приобретения статуса адвоката. То есть, они должны отвечать всем требованиям к претендентам и сдавать квалификационный экзамен по российскому праву на русском языке, а также приносить присягу адвоката.

   В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию порядок доступа иностранных адвокатов к юридической практике в Российской Федерации будет изменен. Проект  документа готовится в Минюсте при участии Федеральной палаты адвокатов.

6. Совет был проинформирован о ходе работы по созданию информационного портала «Адвокатура.ру», который позволит объединить адвокатов, адвокатские образования и адвокатские палаты, а также адвокатские СМИ в едином информационном пространстве. Предполагается завершить работу до ноября 2011г. 

7. Следующее заседание Совета состоится 25 апреля 2011 г. в 11 часов (пер.Сивцев Вражек, д.43).

 

8. Пятый Всероссийский съезд адвокатов начнет свою работу в 11 часов 26 апреля 2011г.  в здании Центрального дома ученых Российской академии наук по адресу Москва, ул. Пречистенка, д. 16 (проезд до станции метро «Кропоткинская», выход из метро на Гоголевский бульвар). Начало регистрации делегатов в 10 часов.

 

 

С уважением,

 

Президент                                                                                         Е.В.Семеняко

 

 

 

 

 

 

 


[1] Адвокат Я., оказывая квалифицированную юридическую помощь своему доверителю - оператору связи по взысканию задолженности с абонента, получил отказ в предоставлении персональных данных абонента-должника, необходимых для подготовки иска в суд.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в своем письме от 12 марта 2010 г. № ПК/0566-0Г в адрес адвоката Я. дала следующее разъяснение: «Деятельность по исполнению соглашения об оказании юридической помощи (далее-Соглашение) между оператором (доверителем) и адвокатом при взыскании дебиторской задолженности с пользователей услуг связи, не подпадает под исключение ч.2 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г.№ 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон).

В случаях взыскания задолженностей с физических лиц, передача персональных данных третьим лицам (юридическим или физическим) может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, адвокат, при исполнении Соглашения, является оператором, осуществляющим обработку персональных данных, деятельность которого не подпадает под исключения, предусмотренные ч.2 ст.22 Федерального закона, и обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Дополнительно сообщаем, что деятельность по оказанию юридической помощи при исполнении Соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»  не подпадает под исключение, указанное в ч.2 ст.53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»»      

 

Назад





Яндекс цитирования