302016, г.Орел, ул. Комсомольская, 127

Минюст поставил перед адвокатурой новые задачи

09-12-2011

Минюст поставил перед адвокатурой новые задачи

 Министерство Юстиции РФ представило на своем сайте  на обозрение проект Государственной программы Российской Федерации "ЮСТИЦИЯ", направленной на "...преодоление правового нигилизма..." и решение более важной прикладной задачи "Развитие рынка профессиональных юридических услуг".

 В рамках развития адвокатуры в РФ Программа сводится к следующему:

В настоящее время в  Российской   Федерации  имеются все институты, необходимые для эффективного отправления правосудия и защиты прав граждан: адвокатура, нотариат, система судебно-экспертной деятельности. Однако деятельность данных институтов не всегда бывает максимально эффективной вследствие неоптимального нормативно-правового обеспечения их деятельности. Для решения указанной проблемы Министерством  юстиции   Российской   федерации  в рамках реализации  Государственной   программы  предполагается:

   1.увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами и нотариусами;

   2.реформировать сферу оказания профессиональных юридических услуг;

   3.регламентировать государственные услуги по внесению информации  в реестры адвокатов и нотариусов;

   4 создать единый электронный реестр адвокатов и нотариусов;

   5.регламентировать  государственные  услуги по внесению информации  в реестр некоммерческих организаций;

   6.сократить сроки проведения судебных экспертиз и экспертных исследований в целях снижения сроков отправления правосудия.

Приоритетами и целями  государственной  политики в сфере  юстиции в  Российской   Федерации  является соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. Данные приоритеты совпадают с конечными результатами реализации  Программы .

В апреле 2011 года Президентом  Российской   Федерации  утверждены Основы  государственной  политики  Российской   Федерации  в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Основы). Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание  государственной  политики  Российской   Федерации  в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.  Государственная  политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства  Российской   Федерации  и практики его применения, по повышению эффективности  государственного  и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Практическая реализация положений, заложенных в Основах, будет проводиться по следующим направлениям:

а) формирование единого правового пространства, в том числе информационно-правового (экспертиза нормативных правовых актов, мониторинг правоприменения, координация законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти, выработка единых стандартов услуг);

б) повышение эффективности  государственного  управления в сфере  юстиции ;

в) содействие укреплению демократических и правовых принципов

в жизни общества, путем проведения  государственной  политики в сфере  юстиции ;

г) создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, основанной на единых стандартах качества;

д) качественное улучшение взаимодействия  государственных , муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний, в том числе взаимодействие органов государственной власти со средствами массовой информации в области распространения правосодержащей информации в целях повышения правовой грамотности;

е) создание условий для обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно;

ж) реформирование сферы оказания профессиональных юридических услуг, в том числе выработка порядка и правил составления рейтинга адвокатов и их объединений;

з) повышение доступности профессиональных юридических услуг, в том числе оказываемой адвокатами и нотариусами, в том числе актуализация норм обеспечения субъектов численностью практикующих адвокатов и нотариусов;

и) формирование в процессе реализации государственной политики культуры использования населением услуг адвокатов и нотариусов;

к) создание эффективной информационной инфраструктуры реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;

л) создание координационно-методического совета по вопросам развития правовой грамотности и правосознания граждан, экспертных групп для проведения экспертизы и оценки проектов и инновационных предложений по вопросам реализации государственной политики;

м) анализ влияния реализуемых задач на граждан с целью их оперативной корректировки и повышения эффективности реализации.

Работа по указанным направлениям будет продолжена в ходе реализации Государственной программы.

Целью Государственной программы на период до 2020 г. является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону, и повышение доверия к правосудию, обеспечение эффективного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и уголовных наказаний.

Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

   1.развитие рынка профессиональных юридических услуг, включая: развитие адвокатуры и нотариата; повышение качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам;

   2.развитие судебно-экспертной деятельности, включая: модернизацию государственных судебно-экспертных учреждений; разработку общей стратегии государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности;

   3.повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, актов других органов и должностных лиц включая:

   4.модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов;

   5.разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;

   6.повышение качества и доступности государственных услуг в сфере некоммерческих организаций;

   7.совершенствование порядка предоставления государственных услуг       в сфере государственной регистрации актов гражданского состоянии как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных;

   8.корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы;

   9.упрощение процедур межведомственного взаимодействия общества      и государства с использованием информационных  и телекоммуникационных технологий;

  10.организация предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния   в электронном виде.

Характеристика текущего состояния сферы профессиональных юридических услуг, основные проблемы в указанной сфере.

Современный рынок юридических услуг представляет собой разрозненную структуру, включающую в себя такие профессиональные сообщества как адвокатура, нотариат, а также частный юридический консалтинг. При этом сферы деятельности адвокатуры и нотариата на сегодняшний день имеют нормативно-правовое регулирование, в то время как иная часть остается вне рамок государственного регулирования.

Адвокатура является профессиональным сообществом, построенным на основе обязательного членства адвокатов в адвокатских палатах, работающим в рамках общих этических правил, исполняющим важную публично-правовую функцию по оказанию бесплатной юридической помощи, в том числе в виде судебного представительства. Современная адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера на коммерческой основе.

С момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре выявило определенные недостатки правового регулирования адвокатской деятельности. Часть из них относится к недостаточному регулированию рынка квалифицированной помощи, выражающемуся в слабой конкурентной позиции адвокатуры по сравнению с консультантами, стремящимися доминировать в области оказания услуг бизнесу.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации и особенности существующего регулирования сферы юридических услуг привели к возникновению параллельной с адвокатурой системы юридического консалтинга, в том числе качественно нового вида юридической деятельности - сопровождение бизнеса. В результате современная адвокатура утратила традиционно сформировавшуюся в советское время монополию на оказание юридических услуг, в том числе в виде судебного представительства.

Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям.

За исключением адвокатов и нотариусов, лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию в области знания российского права. В настоящее время представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц, как обладающих, так и не обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права.

Не менее серьезной проблемой является деятельность недобросовестных лиц на рынке юридических услуг, вовлеченных в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний. Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве частнопрактикующего юриста или работника организации. В настоящее время отсутствует эффективный законодательный механизм, позволяющий исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества. Действующее законодательство в сфере юридической помощи регулирует порядок допуска к профессии и квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты и нотариусы). Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также стандартизация качества этих услуг по-прежнему остаются за рамками правового регулирования.

Сбалансированность рынка юридических услуг и системы адвокатуры зависит от эффективного законодательного регулирования, которое должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в целом.

Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует какой-либо эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи. Исключение составляет дисциплинарная ответственность адвокатов, но она является механизмом последующего контроля, не позволяющим в полной мере обеспечить надлежащее качество работы адвокатов.

Большая часть указанных выше проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений.

Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов. Повышение качества работы адвокатского корпуса станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг. Это может быть обеспечено предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам юридических услуг - единственной формой предоставления юридических услуг. Только тогда, когда экономические стимулы привлекут в адвокатуры тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую «чистку рядов». До тех пор, пока адвокатура остается периферийной областью юридического консультирования, любая попытка обновить кадровый состав адвокатуры повлечет только внутренние последствия для адвокатской корпорации, а не реальные изменения в качестве услуг для общества.

Индивидуальный характер правоотношений между адвокатом и доверителем при оказании последнему квалифицированной юридической помощи; в отсутствии установленных в законе дополнительных гарантий возмещения имущественного вреда доверителю, причиненного адвокатом, лишают адвоката конкурентоспособности в борьбе с юридическими фирмами, оказывающими юридические услуги на коммерческой основе.

Таким образом, общей целью реформирования адвокатуры в нашей стране должно стать создание корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты, удовлетворяющих для его приобретения и удержания высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожащих этим статусом. Иными словами, суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг.

Вторая причина, которая по значимости представляется наиболее важной, состоит в отсутствии законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Сегодня законодатель к квалифицированной юридической помощи отнес адвокатскую и нотариальную деятельность, но не определил само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь». Поэтому на рынке оказания юридической помощи (юридических услуг) идет игра без правил для огромной армии юристов-предпринимателей и даже не юристов, желающих заработать на оказании юридической помощи.

Основные цели и задачи Подпрограммы.

Адвокаты являются участниками судопроизводства и реализуют ряд других публично-значимых функций, в связи с чем к ним обоснованно предъявляются повышенные квалификационные и морально-этические требования.

Именно поэтому институт адвокатуры находится в сфере внимания государства, а сочетание публичного характера функций адвокатуры

и независимости адвокатского сообщества является основой взаимоотношений адвокатуры и государства.

Согласно статистическим сведениям Минюста России по состоянию на 1 октября 2011 года в Российской Федерации насчитывается более 65 000 адвокатов.

Государственная политика в сфере развития адвокатуры должна быть нацелена на создание в России конкурентоспособной адвокатуры, состоящей из юристов, обладающих высоким уровнем квалификации, руководствующихся едиными стандартами оказания квалифицированной юридической помощи и следующих строгим принципам профессиональной этики.

Среди основных задач развития института адвокатуры можно выделить следующие:

    * совершенствование механизмов допуска в адвокатской профессии,

    * стимулирование притока молодых юристов в адвокатуру;

    *развитие системы специализации адвокатов по различным отраслям права и видам судопроизводства;

    * совершенствование механизма контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами, и соблюдением ими правил профессиональной этики, в том числе с помощью выработки единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и контроля за их соблюдением, прежде всего внутри самой адвокатской корпорации; стимулирование адвокатского сообщества на выработку нетерпимого отношения к коллегам, нарушающим профессиональную этику и не соблюдающим критерии качественной юридической помощи;

    * проработка возможных путей стимулирования спроса на услуги адвокатов, пропаганда практики обращения к адвокату на ранних стадиях возникновения правовых проблем, широкое правовое информирование населения, нацеленное на разъяснение преимуществ законопослушного поведения;

    * расширение сферы участия адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи и пропаганды права, развитие мер государственной поддержки такой деятельности адвокатов;

    *  развитие бизнес-адвокатуры.

Необходимо сформировать и утвердить единую систему оценки и контроля качества, включающую в себя единый стандарт качества, критерии и методы оценки качество предоставленной юридической помощи.

Необходимость создания единого национального рынка правовой помощи, прежде всего, путем реформирования института адвокатуры в Российской Федерации, детального регулирования допуска к профессии адвокатов, и повышение конкурентной позиции адвокатуры в профессиональном юридическом сообществе являются основанием для реформирования сферы оказания юридической помощи, в том числе в сфере адвокатуры.

Решение указанных задач, в свою очередь, будет способствовать процессу интеграции современной российской адвокатуры в мировое адвокатское сообщество, развитие государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Особое внимание необходимо уделять формированию у населения современного правосознания.

Прогноз конечных результатов реализации Подпрограммы.

Законодательно закрепить положение, в соответствии с которым никто, кроме лиц, имеющих соответствующее юридическое образование, не вправе заниматься оказанием юридической помощи на профессиональной основе.

Установить, что юристы, занимающиеся оказанием юридической помощи, должны действовать на основании единого законодательства, подчиняться единым профессиональным стандартам и нормам профессиональной этики, состоять в одном профессиональном сообществе и выполнять решения его органов самоуправления.

Создать единый рынок профессиональных юридических услуг и обеспечить доступность квалифицированной юридической помощи различным группам населения и хозяйствующим субъектам;

Гарантировать гражданам и организациям возможность эффективной реализации своих имущественных и иных законных прав и интересов.

Сроки реализации  государственной   программы  в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей.

Реализацию Подпрограммы планируется осуществлять в 2 этапа.

На первом этапе реализации Подпрограммы (2012-2013 годы) предусматривается:

совершенствование законодательства  Российской   Федерации

об адвокатуре;

совершенствование законодательства  Российской   Федерации о нотариате, принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства  юстиции   Российской   Федерации  в сфере нотариата;

утверждение плана мероприятий и разработка нормативных правовых актов Министерства  юстиции   Российской   Федерации  в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций;

завершение перевода  государственной  услуги по государственной регистрации некоммерческих организаций в электронную форму; анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных  программой .

На втором этапе (2014-2020 годы) предусматривается:

завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям подпрограммы;

проведение мониторинга реализации  Программы  и экспертизы полученных результатов.

 

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Назад





Яндекс цитирования